Психологическая помощь
Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме Скачать
Во исполнение пунктов протокола заседания рабочей группы по разработке мер профилактики суицидальных тенденций несовершеннолетних на территории Архангельской области от 15 апреля № 3 направляем ссылки на видеозаписи родительских собраний: «Профилактика девиантного поведения младших школьников» – https://clck.ru/ggXaf;
«Профилактика девиантного поведения обучающихся 6 – 9 классов» –https://clck.ru/ggXcy;
«Профилактика девиантного поведения обучающихся 10 – 11 классов и несовершеннолетних обучающихся СПО» – https://clck.ru/ggXfW .
Психологическая помощь детям в г. Архангельске:
- ГБУЗ АО «АПНД» Детское наркологическое отделение.
г. Архангельск, пр. Московский, 4 корп.
+7 (8182) 61-59-09
Индивидуальное и групповое консультирование детей и подростков по вопросам профилактики зависимостей.
+7 (8182) 24-15-77
Телефон доверия детского наркологического отделения ГБУЗ Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер»
+7 (8182) 68-51-04 (в будние дни – с 9.00 до 16.00);
На сайте ГБУЗ Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер» Вы можете узнать о программе "Школа любящих родителей" - http://29apnd.ru/aktualnye-nap...
- Детское психиатрическое отделение АПНД.
г. Архангельск, ул. Наб. Северной Двины, д.95
+ 7 (8182) 20-68-10
Детский нарколог ГБУЗ АО «АПНД» Еремеева А.А.:
г. Архангельск, пр. Ломоносова, 271, каб. №302, 3 этаж
+7 (8182) 24-18-80
Детский невролог Суранова И.В.
г. Архангельск, ул. Тимме, д. 17 корпус 2
+7 (8182) 21-35-55
- Центр психолого-педагогической помощи детям и подросткам "Леда".
г. Архангельск, наб. Северной Двины, 84
+7 (8182) 28-56-96; +7 (8182) 28-64-75
- Отделение временного пребывания на Сульфате «Надежда».
г. Архангельск, ул. Кольская, д. 20
+7 (8182) 24-53-13; 23-43-52
- Архангельская Областная клиническая психиатрическая больница.
г. Архангельск, Талажское шоссе, 15
+ 7 (8182) 22-19-65, 66-94-28 (доб. 259 или 251) детское отделение
- Архангельский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
г.Архангельск, ул.Воскресенская, д.95
+ 7 (8182) (8182) 65-85-17
- Архангельский областной центр медицинской профилактики.
г. Архангельск, пр. Ломоносова, 311, 4 этаж
+7 (8182) 27-63-43, 21-30-36
- Центр компетенций развития ребёнка «Содействие» (с 0 до 18, город + область)
г. Архангельск, пр. Бадигина, д. 3
+7 (8182) 24-00-70
- Центр развития ребенка «Академия» (для детей до 7 лет).
г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 270, кааб. 18
+7 (8182) 62-93-83, (953) 932-93-83
- Кризисный центр «Мосты милосердия».
г. Архангельск, ул. Выучейского, 31, офис 18
+7 (8182) 65-42-62
- Социально-психологическая клиника.
г. Архангельск, пр. Троицкий, 51, кабинет 1109 б
+7 (8182) 20-62-33 (телефон доверия)
- Специалисты по работе с сексуальным насилием.
г. Архангельск, ул. Пограничная, д. 10
+7 (8182) 21-43-49
- Работа с приемными семьями и опекунами ГБУ АО АЦПД «Лучик».
г. Архангельск, ул. Логинова, д. 16, к.1
+7 (8182) 65-11-84
Психологическая помощь взрослым в г.Архангельске:
- ГБУ АО «Центр поддержки молодой семьи».
г. Архангельск, ул. Шубина, д. 9
+7 (8182) 21-17-44, 21-16-25
+7-911-871-63 02 - областной телефон доверия
- Центр планирования семьи и репродукции (для беременных женщин).
г. Архангельск, ул. Тимме, 1
+7 (8182) 42-06-69
- ГБУЗ АО Архангельский психоневрологический диспансер.
г. Архангельск, пр. Ломоносова, 271
+7 (8182) 27-52-71
- Телефон доверия (экстренной психологической помощи) отделения психотерапии ГБУЗ Архангельской области Архангельский психоневрологический диспансер
(8182) 20-21-01 (круглосуточно);
- Кроме того, на сайте ГБУЗ Архангельской области «Архангельский психоневрологический диспансер» функционирует проект «Тревожная кнопка» (помощь психолога по электронной почте) -
http://29apnd.ru/konsultaciya-psixologa-po-elektronnoj-pochte
- Центр психического здоровья (отделение Психотерапии АОПД).
г. Архангельск, пр. Обводный Канал, 28
+7 (8182) 64-60-25, 20-26-84 (регистратура)
- АРОО «Кризисный центр «Надежда» (по вопросам домашнего насилия).
г. Архангельск
+7 (8182) 69-50-00
Психологическая помощь в г. Новодвинске
- МОУ ДО «Центр психолого-педагогической реабилитации «Гармония».
г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д.4, корп. 1
+7 (81852) 4-25-13
Психологическая помощь в г. Северодвинске
- ГБСУ АО «Социально реабилитационный центр «Солнышко».
г. Северодвинск, ул. Юбилейная, д.13
+7 (8184) 58-84-90
- Психолого – педагогический, медико - социальный центр
г. Северодвинск, ул. Советская 35-Б
+7 (8184) 56-16-75, 58-35-88
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
ул. Тимме, 10 к. 4, Архангельск, Архангельская обл., 163051
8 (818) 229-31-70
Платные услуги:
- Учебно-деловой центр "Рост".
г. Архангельск, ул. Вологодская, 39
+ 7 (8182) 44-59-17
- Центр психосоциального здоровья "Ариадна" (группа созависимых).
г. Архангельск, пр. Троицкий, 133, корп.1, офис 7
+7 (8182) 47-11-56, 46-04-76
- Центр детского развития «Мультик».
г.Архангельск, ул.Тимме, д.1, к. 3
8-952-307-97-65
- Кабинеты психологического кого консультирования «Диалог». г. Архангельск, пр. Ломоносова, 58/1, 2й этаж, офис 10 г. Архангельск, пр. Троицкий, д.65, 5 этаж, кабинет 5018 960 000 55 66
Горячие линии, телефоны доверия г. Архангельск
Горячая линия "Здоровье" ГБУЗ АО "Архангельский центр медицинской профилактики" | 8 (8182) 21-30-36 |
Горячая линия "СПИД-Архангельск" ГБУЗ АО "Архангельский клинический центр по профилактике и борьбе со СПИД " | 8 (8182) 21-53-08; 8 962 665-66-21 |
Горячая линия по вопросам ЕГЭ | 8 (8182) 20-08-55 |
Телефон доверия УМВД России по Архангельской области | 8 (8182) 216-555 |
Телефон доверия ГУ МЧС России по Архангельской области | 8 (8182) 29-99-99 |
Горячая линия Госнаркоконтроля | 8 (8182) 42-16-16 |
Горячая линия Уполномоченного при Губернаторе правам ребенка | 8 (8182) 60-73-76 |
Детский телефон доверия | 8 (8182) 66-73-30 |
Телефон доверия для помощи лицам, склонным к совершению суицида | 8 (8182) 20-21-01 |
Горячая линия" Наркологического отделения Архангельского областного психоневрологического диспансера | (8182) 20-21-01 |
Телефон доверия Кризисного центра «Надежда» (по вопросам домашнего насилия) | (8182) 69-50-00 (с 10.00 до 18.00) |
Телефон доверия отделения медико-социальной реабилитации «Аура» ГБУЗ Архангельской области «Северодвинский психоневрологический диспансер»
(8184) 56-36-20 (в будние дни – с 20.00 до 08.00, в выходные и праздничные дни – круглосуточно)
Телефон доверия ГБУЗ Архангельской области «Котласский психоневрологический диспансер»
89532650303 (круглосуточно).
Общероссийские горячие линии
Детский телефон доверия | 8-800-200-01-22 |
Горячая линия центра помощи пропавшим и пострадавшим детям | 8-800-505-51-23 |
Горячая линия по вопросам ЕГЭ | 8-800-505-12-05 |
Горячая линия по вопросам лечения алкогольной зависимости «Точка трезвости» | 8-800-505-75-75 |
Горячая линия по вопросам ВИЧ/СПИД | 8-800-200-55-55, 8-800-100-65-43 |
Экстренная психологическая помощь | 8-800-775-17-17 |
Информационный центр "Дети в семье". Cемейный психолог, детский психолог, юрист. | 8-800-700-88-05 |
Горячая линия по вопросам здорового питания, отказа от табака, алкоголя | 8-800-200-02-00 |
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним Архангельской области.
1. Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» ГБУ АО «Центр «Надежда» (163069 г. Архангельск, ул. Попова, д. 43).
2. Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «Леда» (163000, г. Архангельск, ул. Воскресенская, д.1).
3. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» (164902, г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д.4, к.1).
4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2», структурное подразделение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (165210, Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д.29а).
5. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (164500, г. Северодвинск, ул. Советская, д. 35Б).
6. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Коряжмы», структурное подразделение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (165654, г. Коряжма, ул. Гоголя, д. 22).
7. Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радуга» (165313. г.Котлас, ул. Кедрова, д.4).
8. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1», структурное подразделение «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (диагностики и консультирования)» (164840, г. Онега, ул. Гагарина, д.48).
Психологические границы детей.
Щепихина Д.А. педагог-психолог
Вопросы безопасности ребенка, безусловно, волнуют каждого родителя. Исследователи выделяют физическую, социальную, информационную, а также психологическую безопасность. Известно, что только в безопасных условиях возможно успешное и эффективное развитие ребенка.
В современных условиях безопасности ребенка угрожает множество ситуаций риска: насилие, буллинг, информационные риски, доступность психоактивных веществ, пропаганда терроризма, экстремизма и суицида. С психологической точки зрения, способность ребенка противостоять данным опасностям, требует от него соответствующих внутренних и внешних ресурсов. Одними из внутренних ресурсов, обеспечивающих безопасность ребенка в небезопасном мире являются осознание своих личных границы и умение их защищать.
В данной статье мы хотим отразить те аспекты, которые помогут ребенку осознать собственные границ и обозначить как установление личных границ в семье способствует безопасности ребенка, в том числе по вопросам сексуальной безопасности.
По данным заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области от 31 января 2019 года: Увеличилось на 35,5 процента (со 155 до 210) число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в том числе в 11 муниципальных образованиях области: г. Архангельске, г. Коряжме, ЗАТО г. Мирный, Вельском, Котласском, Красноборском, Лешуконском, Пинежском, Плесецком, Приморском и Холмогорском районах. Возросло на 6,5 процента (с 31 до 33) число преступлений против нравственности несовершеннолетних.
К сожалению, дети не всегда осознают, что их границы нарушаются, они не доверяют своим ощущениям, не умеют сказать «нет» и не знают куда обратиться за помощью. Одной причин этого является то, что в семье уделяется недостаточное внимание границам ребенка. Родители и окружающие взрослые могут без разрешения прикасаться к ребенку, брать его вещи, просматривать его Интернет – страницы. Взрослые хотят видеть рядом с собой послушного ребенка, который не имеет своего мнения. Но в тоже время ждут, что в опасной ситуации ребенок сможет постоять за себя. К сожалению, послушный ребенок – послушен везде. Поэтому очень важно разобраться в том, что такое границы и как мы можем в семье способствовать развитию их осознания у наших детей.
Психологические границы личности ребёнка — очень важный показатель личностного здоровья и благополучия. Как не бывает полноценного государства без ограничения территории, не может быть и благополучной личности без сформированных и осознаваемых границ.
«В психологическом смысле границы — это понимание собственного «Я» как отдельной личности. Где мы, а где не мы, что мы можем выбрать, а что не можем, что мы в состоянии вынести, а что нет, что мы чувствуем и чего не чувствуем, что нам нравится и что нам не нравится, чего мы хотим и чего не хотим». (Г. Клауд).
Вы можете познакомиться с распространенными примерами нарушения границ. Возможно вы узнаете себя или своих близких?
1. Физические: применять физические наказания, заставлять есть, одевать ту или иную одежду, заставлять целоваться и обниматься, если ребенок не хочет, мешать спать или заставлять спать.
2. Пространственные: «не лазай, не ползай, не бегай» или заходить без стука в комнату ребёнка, заглядывать в ванную или туалет, проверять телефоны, компьютеры, карманы.
3. Право собственности: брать или отдавать детские игрушки, выкидывать личные вещи без разрешения ребёнка, указывать как пользоваться той или иной вещью.
4. Эмоциональные: заставлять рассказывать обо всем, заставлять слушать то, что ребёнок не хочет, игнорировать и обесценивать его чувства («не злись, не плачь, не ной»), повышать голос, оскорблять, выбирать за ребёнка кружки.
5. Временные: опаздывать, резко менять планы и требовать их немедленно выполнения, следовать именно вашему плану: «сначала обязательно сделай уроки».
С целью профилактики нарушения границ в семье, вы можете начать выполнять простые рекомендации:
- уважайте и принимайте право ребенка иметь свое мнение;
- позволяйте делать выбор или участвовать в обсуждении вопросов, которые относятся к границам ребенка
- разрешайте иметь, принимать и выражать все без исключения чувства, учите ребенка распознавать свои чувства и чувства других;
- позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями собственного выбора;
- учите ребёнка планировать дела и старайтесь придерживаться режима;
- давайте возможность ребёнку пользоваться его личными вещами так, как он хочет;
- четко говорите «нет» и соблюдайте договоренности;
- исключите физические наказания, крики, оскорбления;
- никогда не сравнивайте ребёнка с другими;
- не вторгайтесь в жизнь ребёнка под предлогом заботы.
Каждый родитель хочет для своего ребенка безопасного и комфортного будущего. Будущего, в котором, на предложенные наркотики он скажет «нет», где в случае психологического давления и опасности сможет за себя постоять, где он никогда и ни при каких обстоятельствах не подвернется обману или насилию. Для этого ребенку важно иметь круг близких людей, которым он может доверять. Всем, кто находится за пределами круга, ребенок ничего не должен и не обязан. Поэтому научите ребенка, что незнакомые взрослые никогда не должны обращаться за помощью к детям, а ребенок имеет права им отказывать. Можете сделать и обсудить с ребенком следующее упражнение:
Возьмите чистый лист бумаги.
1.Нарисуйте в середине жирную точку. Это место – вы, ваше личное пространство.
2. Нарисуйте вокруг этой точки круг – это ваша семья, родители и дети.
Это те, кого надо слушаться, с кем безопасно, кто может вас обнимать, целовать и к кому нужно обращаться за помощью, чтобы ни случилось. Те, кому нужно помогать.
3. Нарисуйте вокруг точки небольшой круг. Это – зона близких родственников, первый круг доверия. Бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры — впишите сюда всех, кому вы сами доверяете.
С этими людьми тоже безопасно, с ними нужно быть вежливым, отвечать на расспросы, можно разрешать себя обнимать, целовать — если хочется. Можно принимать угощения, подарки, помогать. Но, если кто-то из них предлагает куда-то идти, — сначала нужно спрашивать разрешение у родителей. Если бабушка говорит одно, а мама — другое, мамино слово в приоритете.
4. Следующий круг доверия – это воспитатели, учителя, тренеры, друзья родителей, друзья детей.
Люди, с которым важно быть вежливыми, можно разговаривать, но на подробные расспросы о семье можно не отвечать. Чтобы куда-то пойти с кем-то из них — обязательно нужно разрешение родителей. Можно принимать угощения. Прикасаться эти люди могут, только если ребенок не против. Помогать им можно, если помощь по силам ребенку.
5. Еще один круг — соседи, врачи, дальние знакомые, продавцы и т.п.
С ними важно быть вежливым (здороваться, прощаться и говорить спасибо). На расспросы можно не отвечать. Принимать угощения — если родители разрешат. Трогать ребенка могут только по необходимости в присутствии родителя (врачи).
Никуда уходить с ними нельзя. Люди из этого круга обычно не просят помощи у детей, если это происходит — обязательно рассказать родителям.
6. За этим кругом находятся все остальным люди.
С ними можно не разговаривать. Ни в коем случае не принимать угощений и подарков, никуда не уходить, отказываться, если просят ребенка о помощи. В нормальной ситуации взрослый не будет просить незнакомого ребенка помочь ему, он должен обратиться к другому взрослому.
Подробнее о личных границах вы можете прочитать в книге "Дети: границы, границы. Как воспитать у ребенка чувство ответственности" Генри Клауд, Джон Таунсенд.
Но очень важно уже сейчас представить своего ребенка отдельной личностью, со своими мыслями, чувствами и желаниями. Первыми людьми, которые научат ребенка любви к себе станете, вы, уважаемые родители.
Родителям о насилии над детьми в семье
Свои первые шаги социализации дети делают в семье. Взаимоотношения между взрослыми членами семьи становятся для них наглядным примером семейной жизни, построения отношений с окружающими.
Семейное неблагополучие создает стрессы, предпосылки для плохой адаптации ребенка, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, негативно влияет на эмоциональное состояние и, в целом, психическое развитие ребенка.
Воспитание требует серьезных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях как таковым воспитанием в семье никто не занимается, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению [1].
Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки [3].
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, психическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям [2].
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.
Каждый год есть случаи, где дети избиваются родителями, становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Дети уходят из дома, спасаясь от родителей. А где улица, там обычно высок риск криминализации и других опасных форм поведения.
Родители, которые применяют насилие в отношении своих детей, должны помнить о следующих фактах [1]:
- жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
- физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть;
- дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способными на убийство или другие преступления;
- когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;
Помните! Насилие порождает насилие!
Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Наказание можно заменить:
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Кратко объясните ребёнку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.
Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.
Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
В заключение хочется привести 4 заповеди мудрого родителя [2]:
- 1.Не пытайтесь сделать из ребёнка «самого-самого». Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Хвалите его за то, что он знает и умеет.
- 2.Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
- 3.Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...».
- 4.Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Ребёнок - это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали.
Родителям выпускников.
Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Не случайно, в жизни выпускника и его родителей наступает период интенсивной работы, эмоционального подъёма и спада, тревоги и страха, ожиданий. Многие родители выпускников задаются таким вопросом: как помочь ребенку справиться со стрессом перед экзаменами? Предлагаем Вам воспользоваться некоторыми рекомендациями.
Обеспечьте ребенку стабильный режим дня. Обратите внимание на то, чтобы ваш ребенок высыпался. Сокращение количества времени, отведенного на сон, может привести к плохому психическому самочувствию, апатии, снизит эффективность усвоения учебного материала. При недостатке сна появляются различные гормональные нарушения. Например, вырабатывается слишком много кортизола — гормона стресса. Это приводит к ослаблению иммунной системы.
Особое внимание уделите питанию детей. Питаться подросток должен не менее 4 раз в день, но не переедать. При переедании организм тратит все силы на пищеварение, а не на усвоение информации. В пищевой рацион должны быть включены белки, сложные углеводы, витамины. Источниками белка являются мясо, яйцо, молочные продукты, рыба, орехи и семена, бобовые, овощи и фрукты. Например, орехи и сухофрукты хорошо питают мозг, при этом не перегружают организм бесполезными калориями. А помидоры, цитрусовые и капуста избавляют от лишнего стресса. Не стоит забывать про воду! Недостаток влаги в организме негативно сказывается на работе нервной системы и мозга.
Заблаговременно до начала итоговых испытаний обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся наиболее сложными и почему.
Помогите организовать рабочее место.
Окажите ребенку помощь и поддержку. Выражайте веру в ребенка словами, например, «Я верю в тебя!», «У тебя все получится!», «Ты справишься!» и т.д. Поддерживайте ребенка и с помощью физического соучастия, тактильных прикосновений: обнимите, положите руку на плечо и т.д.
Не повышайте тревожность ребенка в период подготовки к экзаменам, транслируя ему свое собственное состояние волнения и тревоги. Взрослые могут справиться со своими эмоциями, а подросток, в силу возрастных особенностей, не всегда. Слишком сильное волнение препятствует концентрации внимания и памяти, не позволяет сосредоточиться на материале, повышает агрессию и формирует общий негативный эмоциональный фон. Избегайте сравнения с более с успешными братьями или сестрами, со сверстниками. Это может привести к конфликтной ситуации в семье и снижению самооценки ребенка. Откажитесь от запугивания и «страшилок», которые грозят в случае низкой оценки на ЕГЭ или ОГЭ. Они являются плохими помощниками преодоления стресса. Усиливает волнение и страх перед экзаменом подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка.
Не желательно прибегать к успокоительным средствам. Немного беспокоиться перед экзаменами, это нормально. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая) и таблеток, нервная система перед экзаменом и так напряжена.
Наблюдайте за самочувствием ребенка. Не допускайте перегрузок детей. При первых признаках переутомления, предложите ребенку сделать перерыв и сменить вид деятельности. Объясните ребенку, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.
Познакомьте подростка с техниками тайм- менеджмента. Для начала научите его планировать свои дела на неделю вперед. В течение подготовки к любому экзамену предложите ребенку использовать технику «45/15». Суть техники заключается в том, что после 45 минут работы, делать 15- минутный перерыв. Также предложите использовать прием «Ешьте слона по кусочкам». Большие и сложные дела предложите разложить на менее простые. Детям сложно взяться за дело, когда нет четкого плана и порядка действий. Вариант действий может быть такой: составить список подзадач, выстроить приоритеты, запланировать и начать действовать. Предложите ребенку свою помощь в составлении плана действий при подготовке к экзаменам. Желательно, чтоб составленный план ежедневно был у подростка перед глазами.
При подготовке к экзаменам научите ребенка мнемотехническим приемам, облегчающим процесс запоминания информации. Не имеет смысла «зазубривать» весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Разбирая задание, полезно писать заметки, выделять главное, определять связи, результаты, делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д. Зрительная фиксация (схем, плана, главной мысли, даты и т. п.) помогает запомнить материал.
Экзамен - это не «конец света»! Помните, что никто не сможет помочь вашему ребенку лучше, чем вы!
Адаптация первоклассника к обучению в школе
Подготовили педагоги-психологи отделения медиации Герасимова Д.Е., Клюшова О.В.
Как здорово, когда все первое! Первое сентября, первый раз — в первый класс,
первый звонок, первый урок, первая учительница и первая школьная любовь!
Начало осени для многих родителей и детей связано не только с приятными и волнительными моментами подготовки к школе, но и с тревожным ожиданием адаптации к новым социальным условиям.
Прежде чем говорить о том, как помочь ребенку адаптироваться к школе, необходимо понять, что такое адаптация в целом. Под адаптацией чаще всего понимают приспособление человека к новым условиям, включение его в систему новых отношений и общественных связей, механизм социализации личности.
При поступлении первоклассника в школу, ребенок попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Школьная жизнь отличается от детского сада: режимом дня; переходом ребенка от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной деятельности. В отличие от детского сада, где дошкольники считаются самыми старшими детьми в детском коллективе, первоклассники являются младшими учениками образовательной организации.
В среднем период адаптации первоклассника длиться от 6-8 недель до 6 месяцев, в ряде случаев дольше. Сроки включения ребенка в новую социальную среду зависят от многих факторов, таких как семейная атмосфера, соматический статус ребенка, его личностные особенности, психологическая готовность к школе, степень развития социальных навыков, сложность образовательной программы, личность учителя и т.д.
Обычно выделяют три этапа адаптации. На первом этапе ребенок изучает обстановку, присматривается к новым условиям, изучает границы, нормы поведения и т.д. Этот этап физически сложен, первоклассника, напряжен, чрезмерно сосредоточен, реакции не всегда могут носить адекватный характер. Длиться этот период примерно 2-3 недели.
Следующим этапом будет приспособление ребенка к новым условиям. Он уже примерно знает как себя вести, эмоциональные реакции носят более спокойный характер. Длится этот период так же примерно 2-3 недели.
На последнем этапе окончательно закрепляются формы поведения, происходит оценка понятия «я - школьник», «я - ученик». Данный период длится от 5-6 недель до года.
Таким образом, адаптация первоклассника к школьной жизни процесс не быстрый, сложный и многогранный. Гармоничное протекание этого процесса невозможно без помощи взрослого, от которого нужны поддержка, разъяснения, уточнения или просто объятия. Родители должны понимать, что адаптация процесс временный и как она пройдет во многом зависит от поведения взрослого.
Прежде всего, дома для первоклассника необходимо создать спокойную доброжелательную обстановку, это не время для криков, скандалов, критики и выяснения отношений.
Вторым важным пунктом будет организация режима дня ребенка.
В первом классе ребенок впервые официально, в отличие от детского сада, не укладывается на дневной сон. Однако, эмоциональная и физическая нагрузка огромная, особенно в первые недели обучения. Именно поэтому важно обеспечить первоклассника полноценным ночным сном, по возможности и дневным. Ночной сон должен составлять не менее 9,5 ч., а укладываться ребенка на ночь лучше не позднее 21-21.30 ч. вечера.
Не менее важны регулярные длительные прогулки на свежем воздухе с активной деятельностью: подвижные игры, поездки на велосипеде, пешие прогулки. В этот период гораздо ценнее прогуляться на свежем воздухе, чем дополнительный урок английского языка или два листа в прописи.
Третий важный момент – режим питания. Родители, конечно, знают, что ребенок должен питаться регулярно и полезными продуктами. Но в начале школьного обучения отсутствие завтрака или его скудность негативно влияют как на процессе обучения, так и на процесс адаптации. Не менее важным остается обеденный перерыв. Многие дети отказываются от еды, предпочитая быстрые перекусы. Неполноценное питание не дает ребенку силы для дальнейшего обучения.
С первого дня в школе родители должны позаботиться и о соблюдении питьевого режима. Стоит сразу приучить ребенка брать с собой бутылку с водой и пить ее в течение дня.
Все эти меры будут способствовать сохранению физического здоровья ребенка, давая силы организму на адаптацию к новой среде, а не тратить их на выживание в тяжелых условиях.
Кроме благополучной атмосферы в доме, родители совместно с учителем создают благоприятную атмосферу в классе. Во многом адаптация ребенка к школе зависит от обстановки в детском коллективе. Если младшему школьнику комфортно, интересно и не страшно – это облегчает процесс.
Со стороны родителей требуется активное участие в жизни класса по инициативе учителя (организация похода, выходы в театры, музей и др.). Но кроме этого родители по своей инициативе приглашают одноклассников своего ребенка на различные мероприятия. Как это можно организовать? Например, семья в выходные собралась в кино. В общей группе, чате приглашаются дети и родители, желающие в это время посетить данное мероприятие. Такие неформальные встречи позволяют родителям обучающихся ближе познакомиться друг с другом, но самое важное – это позволяет сплотить детский коллектив, найти интересные темы для обсуждения в классе. Когда дети воспринимают друг друга не только как «Машу-отличницу» или «Петю – двоечника», все это помогает учителю поддерживать благоприятную психологическую атмосферу в классе.
Кроме этого первокласснику необходима поддержка и забота близких людей. От того, что ребенок пошел в школу, он не перестает быть ребенком. Ему так же важны объятия, сказки на ночь, любимый плюшевый заяц на подушке. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.
Чрезмерное внимание родителей к успехам ребенка в школе не должно заменять интереса к самой личности ребенка. Да, у него сегодня не получилось красиво написать строчку в прописи, но он гораздо лучше, чем вчера прочитал текст в «Азбуке», или сам собрал рюкзак в школу. Найдите время, чтобы просто поговорить с ребенком, обсудить его желания и интересы, узнайте, как он себя чувствует. Не бойтесь прямо обсуждать и выражать свои эмоции — и не только во время адаптации первоклассников к школе, но и на протяжении всей школьной жизни вашего ребенка. Дети очень тонко чувствуют, если родители скрывают что-либо и замыкаются в себе.
Первые месяцы важна помощь родителей в организационных вопросах: помочь собрать рюкзак, правильно сделать записи в тетради, подготовить все необходимое к уроку. Это не значит, что начав собирать рюкзак в первом классе, родители это будут делать все 11 лет обучения ребенка в школе, но помощь первое время просто необходима.
Рекомендуется с ребенком выработать определенные алгоритмы действия: организация пространства для обучения, процесса выполнения домашнего задания, сбора рюкзака и пенала, хранения вещей. Ребенок должен четко понимать, где место для портфеля, где он может взять чистую рубашку, куда надо сложить использованные вещи, где будут лежать его учебники или запасные ручки.
Многих родителей интересует вопрос о включении первоклассника в дополнительное образование. Кажется, что именно сейчас надо занять все свободное время полезными занятиями. Но стоит помнить, что ресурсы организма ребенок весь первый класс тратятся на адаптацию к новым условиям. Лучше всего оставить только те дополнительные занятия, которые ребенок уже знает и умеет. Новые кружки и секции отложить до 2 класса.
Если родители часто видят ребенка уставшим, он с трудом засыпает вечером и просыпается утром, часто жалуется на одноклассников, на требования учителей, часто эмоционально не сдержан (плачет по пустякам, вдруг становится агрессивным, долго не может успокоиться), то это повод обратиться к специалистам. Эти явления – это первые сигналы нарушенной или несформированной адаптации к школе. Необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку. При помощи совместной работы педагога, психолога, родителей, дети с школьной дезадаптацией могут успешно приспособиться к школьной среде.
Существуют критерии, которые помогут понять родителям прошел ли процесс адаптации первоклассника к школе успешно:
- ребенок с удовольствием посещает школу, при этом понимает, что это место для учебы, а не для развлечения;
- после занятий не наблюдается чрезмерной усталости, ребенок бодр, не жалуется на головную боль или слабость, сохраняется хороший аппетит, сон спокойный, нет проблем с посещением туалета;
- ребенок с удовольствием рассказывает о новых друзьях в школе;
- ребенку нравится педагоги и процесс получения новых знаний в школе;
- ребенок не хочет возвращаться в детский сад;
- учитель чаще хвалит ребенка, отмечает его успехи, чем критикует поведение, несобранность, отсутствие желания заниматься на уроках.
В случае удачного сочетания всех перечисленных выше факторов первоклассник встает на новую ступень развития, включается в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе.
Для помощи в успешной адаптации ребенка к школе можно так же воспользоваться следующей литературой:
- Быкова А. Школьники «ленивой мамы». – М.: Эксмо, 2018 г. – 240 с.
- Дмитриева С.В. «Гвозди» для школы. ТОП-10 навыков будущего первоклассника. - ЛитРес: Самиздат, 2019 – 120 с.
- Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2008. - 232 с.
- Мельникова В.В. Три шага к отличной учебе! Практическое руководство для родителей и будущих отличников. – М.: Литера, 2012 г. – 64 с.
- Мирошина А.Б. Адаптация родителей к школе.– М.: Феникс, 2020 г.- 189 с.
- Модестова Т.В. Скоро в школу. Рекомендации родителям по выбору школы и решению проблем адаптации. – М.: Литера, 2014 г. – 80 с.
- Чудинова Е.В. Здравствуй, первый класс! Рабочая тетрадь для адаптации ребенка в школе (1-5 недели). – М.: Просвещение/Бином, 2021 г. – 64 с.
- Чуднявцев С.В. Как преодолеть школьные кризисы, или Психология современного школьника. – М.: Феникс, 2017 г. – 175 с.
Откуда возникает тревога у родителей будущих первоклассников?
До начала учебного года остался месяц, и во многих семьях дети готовятся пойти в первый класс. Возможно, родители в этот момент замечают за собой возрастание тревоги. Что же это за состояние? Оно неприятное, какое-то неопределенное, бродящее по телу, способствующее напряжению. И действительно, психологическое определение тревоги — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием опасности, при чем реальной угрозы нет. Чаще всего речь идет об угрозе представлению о себе или своему положению в обществе.
Что же может скрываться за тревогой, связанной с поступлением ребенка в первый класс?
Во-первых, нахлынувшие на родителя собственные школьные воспоминания и связанные с ними чувства и эмоции. Не все из них были радужными, и многие напрямую влияли на представление о себе. Была ли в тех воспоминания родительская поддержка? Ведь на самом деле, для того чтобы успешно пройти этап адаптации в начальной школе очень важны вера родителей в своего ребенка и поддержка при возникновении трудностей.
Во-вторых, переживания по поводу того, как ребенок справится с новыми задачами: как он один будет ходить в школу и даже как потащит сам рюкзак, какого ему будет с новыми ребятами и сложатся ли отношения с учительницей, как он будет преодолевать трудности в учебе и т.д. Справиться с такими мыслями помогает разрешение себе и ребенку делать «ошибки», получать опыт. Также ответы на многие из этих вопросов есть в книге Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы». В ней много говориться о постепенной передачи ответственности ребенку.
В-третьих, вовлечение без собственного желания в ситуацию постоянного сравнения, до сих пор используемую как мотивационную в нашей школе. И именно в этих ситуациях возникает тревога, связанная со своим положением в обществе. Потому что часто оказывается, что к первому классу мама или папа еще не отделились от ребенка и свою успешность как родителя, а бывает и как человека, напрямую связывает с успешностью ребенка в школе (его оценками, поведением, принятием в классе). А ребенку в данной ситуации необходим адекватный взрослый, способный донести мысль, что все дети разные и быть первым не самое главное.
Таким образом, понимание того, какие мысли и воспоминания провоцируют тревогу, дает возможность ей управлять. Чем увереннее и спокойнее чувствует родитель себя в период адаптации ребенка в школе, тем и ребенку будет легче усвоить новые правила и влиться в коллектив. Если же самостоятельно не получается справиться с тревогой, можете обратиться к психологу за помощью в наш Центр.
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.
Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка
Например:
· несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
· ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
· травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
· тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
· разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
· неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:
1. импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
2. перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
3. агрессивное поведение, раздражительность;
4. неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
5. нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
6. самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
7. тревожность и подавленность, частое плохое настроение.
Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?
Признаки депрессивных реакций у подростков
1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
5. Вялость, хроническая усталость.
6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).
Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.
Вопросы родителю для прояснения состояния ребёнка
Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка.
Напротив каждого ответа нужно поставить Да или Нет.
I. Эмоции
1. У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.
2. Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.
II. Переживания
3. Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).
4. Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.
5. Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.
6. Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»
III. Ощущения в теле
7. «Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.
IV. Поведение
8. Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.
9. Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
10. Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.
Интерпретация: Если присутствуют хотя бы два ответа «да», есть вероятность того, что ребёнок имеет суицидальные мысли; в таком случае НУЖНО ПОГОВОРИТЬ С НИМ, чтобы прояснить его намерения и оказать эмоциональную поддержку, а также незамедлительно обратиться за помощью к врачу-психотерапевту.
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
· Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;
· Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
· Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
· Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
· Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
· Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях (см. в книге О.В. Вихристюк «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах?»).
· При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело (подробнее см. у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»).
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии
— Успокоиться самому.
— Уделить всё внимание ребёнку.
— Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
— Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.
—Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:
Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»
Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?…». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ:«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, чтопроисходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к психотерапевту или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.
И помните:
1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Куда обратиться за помощью
1. Детский телефон доверия 8 800 2000 122
Психологическая помощь для взрослых и детей
2. Линия помощи «Дети онлайн» 8 800 25 000 15 (с 9 до 18 пн-пт)
Служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям, подросткам и родителям, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете (травля, интернет-зависимость, опасные сайты)
3. Телефон доверия для взрослых (8182) 20-21-01 (с 8 до 20.00)
Суицидальные мысли у взрослых
4. Центр психолого-педагогической помощи детям и подросткам "Леда".
г. Архангельск, наб. Северной Двины, 84
+7 (8182) 28-56-96; +7 (8182) 28-64-75 http://leda29.ru/
Психологические консультации для взрослых и детей
5. «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда».
Архангельская область, Попова, 43
+ 7 (8182) 20-18-37 http://http://nadejdaarh.ru/
Психологические консультации для взрослых и детей
6. АРОО «Кризисный центр «Надежда»
+ 7 (8182) 69-50-00 http://krisarh.ru/
Поддержка женщин, детей, мужчин, пожилых людей в решении проблем по преодолению кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с насилием. Консультативная помощь по телефону доверия
Поддержка женщин, детей, мужчин, пожилых людей в решении проблем по преодолению кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с насилием;
- Консультативная помощь по телефону доверияПоддержка женщин, детей, мужчин, пожилых людей в решении проблем по преодолению кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с насилием;
- Консультативная помощь по телефону доверияПоддержка женщин, детей, мужчин, пожилых людей в решении проблем по преодолению кризисных жизненных ситуаций, в том числе связанных с насилием;
- Консультативная помощь по телефону доверия
7. ГБУЗ АО «АПНД».
1. Детское наркологическое отделение г. Архангельск, пр. Московский, 4 корп.
+7 (8182) 61-59-09
2. Детское психиатрическое отделение г. Архангельск, ул. Наб. Северной Двины, д.95
+ 7 (8182) 20-68-10
3. Центр психического здоровья (отделение психотерапии АОПД)
г. Архангельск, пр. Обводный Канал, 28
+7 (8182) 64-60-25, 20-26-84
Консультации врачей психотерапевтов, наркологов, психиатров.
Полезная информация для родителей по работе с агрессивностью детей.
Полезная литература и ссылки:
1. Брене Браун «Сила уязвимости» https://www.youtube.com/watch?biokVVL9eN4&t=10s (видео).
2. Ирина Млодик, интервью на тему агрессии в семье https://www.youtube.com/watch?v=4MtX0wyYGHc&t=4780s (видео).
3. Людмила Петрановская «Он меня не слушается! Часть 1: ребенок плохо себя ведет - работающие методы»https://www.youtube.com/watch?v=Z5r-UiJZ7FE (видео).
4. Д.В. Винникот «Разговор с родителями» и другие книги.
5. В. Сатир «Как строить себя и свою семью» и другие книги.
6. Л. Петрановская «Если с ребенком трудно» и другие книги.
Рекомендации «Как помочь ребенку выразить злость и гнев».
1.Помогайте ребенку проговаривать свои эмоции. Скажите за него «Я вижу, что ты злишься из-за того, что …», постепенно он начнет проговаривать эмоции про себя и лучше понимать себя.
2.Поговорите о ситуации, которая касается сложных чувств или закончилась дракой. Во-первых, рассказывая, ребенок облегчает душу, во-вторых, с помощью ваших вопросов он сможет лучше понять ситуацию и сделать выводы на будущее. Не осуждайте и не говорите сразу как было правильно поступить, рассуждайте вместе.
3.Можно проиграть случившуюся ситуацию, попробовать совместно с ребенком найти другие альтернативные способы решения этой ситуации и так же их проиграть.
4.В любой семье временами накапливается напряжение, злость. Разрядить напряжение может игра, в которой мы выражаем агрессию в игровой форме. Можно скрутить газеты в длинные скрутки и от души друг друга поколотить. Единственное правило – бить только по ногам.
5.Чаще шутите, умейте посмеяться над собой. Юмор является прекрасным средством снятия напряжения. Хороший способ пережить сложную ситуацию – посмеяться над ней.
6.Если ваш ребенок хронически не справляется с напряжением, связанным с злостью, гневом – то есть повод проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить физиологические проблемы.
1. ГБУ АО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»
г. Архангельск, ул. Попова, д. 43
8(8182) 20-18-37
2. МБУ МО «Город Архангельск» «Городской центр экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА»
г. Архангельск, ул. Воскресенская, д. 1
8(8182) 28-64-75
8-900-918-40-46
3. ГБУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский центр помощи детям «Лучик»
г. Архангельск, ул. Логинова, д. 6, корпус 1
8(8182) 65-11-84
4. МОУ ДО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»
г. Новодвинск, ул. Космонавтов, д. 4, к. 1
8(81852) 4-25-13
5. ГБСУ АО «Северодвинский социально-реабилитационный центр «Солнышко»
г. Северодвинск, ул. Юбилейная, д. 13.
8(8184) 58-84-64
8(8184) 58-84-90
6. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» структурное подразделение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Устьянский район, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 29а
8(818 - 55) 5 -13 – 94
7. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Коряжмы», структурное подразделение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Коряжма, ул. Гоголя, д. 22
8(81850) 5-61-31
8-902-285-34-58
8. МОУ «СОШ №7 г. Котлас», структурное подразделение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Радуга»
г. Котлас, ул. Кедрова, д. 4
8 (81837) 2-13-13
8-950-255-611
9. МБОУ «СОШ № 1», структурное подразделение «Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи»
г. Онега, ул. Гагарина, д. 48
8(818-39) 7-28-57
10. ГБКУ АО общего типа «Архангельский центр социальной помощи семье и детям»
г. Архангельск, ул. Пограничная, д. 10
8(8182) 45-20-08
11. Детское психиатрическое отделение ГБУЗ Архангельской области «АКПБ» (диспансерное отделение)
г. Архангельск, ул. Наб. Северной Двины, д. 95
8(8182) 20-68-10
12. Центр детской и подростковой психиатрии ГБУЗ АО «АКПБ»
г. Архангельск, п. Талаги, д. 31 (стационар)
8(8182) 66-96-55